Фрагмент для ознакомления
2
Я проходила производственную (педагогическую) практику на базе ______________. Сроки прохождения практики _________________.
За время прохождения практики я выполнила все задания соответствующие целям и задачам практики, а именно.
По результатам практического задания № 2 заполнила таблицу по направлениям деятельности специалистов образовательной организации, работающих с ребенком с нарушением в развитии. В число специалистов входят: логопед, психолог, учитель-дефектолог, педагог, врач-реабилитолог, массажист, инструктор ЛФК, социальный педагог, педагог-организатор, воспитатель, методист.
Провела анализ предметно-пространственной среды образовательной организации для детей с нарушениями в развитии, по результатам анализа можно сделать следующие выводы: общая организация пространства в целом соответствует требованиям для детей с ОВЗ. Оборудование и материалы представлены в достаточном количестве. Сенсорная среда в классе нуждается в доработке. Необходимо добавить тактильные материалы и установить дополнительные шумоизоляционные панели, чтобы создать более комфортную акустическую среду для детей с гиперчувствительностью. Безопасность соответствует нормам.
Изучила планирование организации среды в образовательной программе и привела меры для ее улучшения. Провела анализ специальных образовательных программ и технологий для детей с нарушениями в развитии речи, в которые входят следующие формы и методы работ: диагностика речевых нарушений, игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического восприятия, упражнения на обучение правильному употреблению существительных, прилагательных, глаголов, игры с мелкими предметами для улучшения моторики рук, логопедический массаж мышц для улучшения речевого тонуса.
По результатам практического задания № 3 составила заключение после проведения углубленной психолого-педагогической диагностики первого дошкольника с ОВЗ с диагнозом – задержкой психического развития. Для ребенка требуется систематическая коррекционная работа, направленная на расширение навыков счета, пространственных навыков, а также навыков письма, развитие речи. По результатам второй диагностики для ребенка обучаещегося по адаптированной рабочей программе, следует проводить работу с педагогом-психологом, логопедом и дефектологом, чтобы скорректировать речевой аппарат ребенка.
Мной были разработаны конспекты коррекционных занятий с детьми, в соответствии с их нарушениями в развитии на следующие темы.
1. Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию внимания. Цель которого - развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности, оптимизация мышечного тонуса, ритмизация тела, улучшение зрительного восприятия.
2. Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию памяти. Цель которого - добиться значительного улучшения показателей памяти с помощью специальных игр и упражнений.
3. Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по формированию лексического запаса с использованием дидактических игр «Овощи». Цел которого - закрепить в словаре ребенка общие понятия овощей.
4. Конспект подвижной игры «У медведя во бору» для детей старшей группы ОВЗ (ЗПР). Цель которого - способствовать совершенствованию двигательной активности детей посредством подвижной игры, научить внимательности, упражнять детей в беге.
5. Конспект коммуникативной игры в старшей группе детей с ОВЗ «Мы вместе». Цель которого - развивать через игровую деятельность чувство единства, сплоченности, умение действовать в команде.
6. Конспект подвижной игры «Кошка». Цель которого - вызвать интерес к совместной деятельности.
7. Конспект подвижной игры. Цель которого - создание условий для формирования знаний о необходимости занятий физической культурой.
8. Конспект проведение пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики с детьми с нарушениями речи и интеллекта. Картотека пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики. Цель которого - развитие полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Так же разработана индивидуально ориентированная коррекционно-развивающая программа по исправлению темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Данная программа включает в себя методические рекомендации по исправлению темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Данная программа может применятся для совершенствования двигательных навыков и выработки кинезиологического праксиса у детей с фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Основной частью программы является подробный перечень конкретных средств реализации программы – задания, игры и упражнения. Программа включает диагностику сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей с дизартрией при помощи методики «Исследование просодической стороны речи» Е.Ф. Архиповой. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»). Исследование кинетической основы движений руки. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы). Программа описывает планирование работы по развитию двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрен вопрос форм взаимодействия с родителями детей с проблемами в развитии. По результатам которого, вынесены рекомендации по теме задания.
Мной разработаны рекомендации педагогам, работающим с детьми с нарушениями в развитии включающие в себя:
- Создание атмосферы доброжелательности и психологической безопасности.
- Разработка индивидуальной развивающей и коррекционной программы для каждого ребёнка совместно с родителями и др.
Составлен список использованной литературы использованной для написания отчета.
По результатам прохождения практики могу отметить, что на протяжении всей практики я старалась проявлять себя исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.
За время прохождения практики отработала следующие ЗУНы:
-Способность проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности.
- Способность обосновать профессионально-педагогические действия.
-Способность организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов.
Приобрела и усовершенствовала следующие компетенции:
- Закрепила теоретические знания.
- Приобрела практические навыки самостоятельной работы.
-Выработала умения применять полученные знания при решении конкретных вопросов.
- Приобрела навык педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности.
Теоретическая и практическая подготовка оказалась достаточной для закрепления и обобщения теоретических знаний, развития профессиональных компетенций, проверки профессиональной готовности к самостоятельной работе и подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Особых замечаний по прохождению практики у меня нет. Подчеркну, что практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом.
Печать, подпись руководителя организации ____________________
Оценка _____________
Дата _______________
Задание 2.1 Анализ направлений деятельности специалистов образовательной организации, работающих с ребенком с нарушением в развитии.
Таблица 1
Направления деятельности специалистов образовательной организации, работающих с ребенком с нарушением в развитии
№ Направление деятельности Содержание Специалист/ы, реализующий/ие данное направление
1 Диагностическая деятельность Оценка уровня развития ребенка, выявление особенностей речевого развития, оценка когнитивных и моторных функций. Используются логопедические пробы, психолого-педагогические диагностики. Логопед, психолог, учитель-дефектолог
2 Образовательная деятельность Проведение занятий по образовательной программе с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Коррекция обучающего процесса в зависимости от специальных образовательных потребностей. Учитель, педагог, логопед
3 Коррекционно-развивающая деятельность Проведение индивидуальных или групповых занятий по коррекции речевых, моторных, когнитивных и других нарушений, направленных на развитие навыков самообслуживания и социализации. Учитель-дефектолог, логопед, психолог
4 Лечебно-восстановительная работа Применение оздоровительных методик (массаж, лечебная физкультура, физиотерапия) для укрепления здоровья и восстановления нарушенных функций. Врач-реабилитолог, массажист, инструктор ЛФК
5 Консультативная деятельность Консультирование родителей и педагогов по вопросам особенностей развития ребенка, методов коррекции, рекомендаций по организации занятий дома. Логопед, дефектолог, психолог
6 Культурно-просветительная деятельность Организация культурных мероприятий (праздники, выставки, спектакли) для развития коммуникативных и социальных навыков детей с нарушениями в развитии. Социальный педагог, педагог-организатор учитель, воспитатель
7 Социально-педагогическая деятельность Поддержка ребенка в процессе адаптации в школьной среде, помощь в формировании социальных навыков, сотрудничество с родителями и социальными службами. Социальный педагог, дефектолог, воспитатель
8 Научно-методическая работа Анализ современных методик и программ для работы с детьми с нарушениями в развитии, разработка индивидуальных программ коррекции, обучение персонала. Учитель-дефектолог, психолог, методист
Задание 2.2 Анализ предметно-пространственной среды образовательной организации для детей с нарушениями в развитии
1.Заключение по результатам анализа предметно-пространственной среды образовательной организации
По результатам анализа предметно-пространственной среды образовательной организации для детей с нарушениями в развитии были сделаны следующие выводы.
Общая организация пространства в целом соответствует требованиям для детей с ОВЗ. Зоны для занятий и игр выделены, отмечается недостаток пространства в классе для проведения двигательных упражнений.
Оборудование и материалы представлены в достаточном количестве. Есть специальные логопедические пособия, сенсорные панели и компьютеры, но не хватает интерактивных технологий для детей с нарушениями зрения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.: АСТ, 2010.
3. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.
4. Большая книга о природе: стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы. – М.: Дрофа Плюс, 2008.
5. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. – М.: Гном и Д, 2009.
6. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 2 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. – М.: ГНОМ и Д, 2009.
7. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. – М.: Гном и Д, 2009.
8. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания 3-7 лет. – М., 2011.
9. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
10. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: ГНОМ и Д, 2004.
11. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
12. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/ Под ред. Е.А.Логиновой. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004.
13. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.:Аквариум, 1995.
14. Лукманова Н.Б. Двигательно-координационные способности – основа развития ребенка в старшем дошкольном возрасте// Медработник ДОУ. 2010 №4.
15. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2013.
16. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
17. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет). – СПб.: КАРО, 2007.
18. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). – СПб.: КАРО, 2007.
19. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекции движений и речи / Автор составитель А.А. Гуськова. Волгоград, 2012.
20. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. – М., 2007.
21. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
22. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.: АСТ, 2010.
23. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.
24. Большая книга о природе: стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы. – М.: Дрофа Плюс, 2008.
25. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. – М.: Гном и Д, 2009.
26. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 2 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. – М.: ГНОМ и Д, 2009.
27. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. – М.: Гном и Д, 2009.
28. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания 3-7 лет. – М., 2011.
29. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
30. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: ГНОМ и Д, 2004.
31. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
32. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/ Под ред. Е.А.Логиновой. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004.
33. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.:Аквариум, 1995.
34. Лукманова Н.Б. Двигательно-координационные способности – основа развития ребенка в старшем дошкольном возрасте// Медработник ДОУ. 2010 №4.
35. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2013.
36. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
37. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет). – СПб.: КАРО, 2007.
38. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). – СПб.: КАРО, 2007.
39. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекции движений и речи / Автор составитель А.А. Гуськова. Волгоград, 2012.
40. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. – М., 2007.
41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.
42. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
Источник: http://logoportal.ru/logoritmika-kak-forma-korrektsii-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya/.html